Радиообмен
Общие правила радиообмена
1. Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением правил произношения отдельных слов, исключением слов-паразитов и звуков запинания (возможно использование слов приветствия и благодарности), четкой дикцией. Передаче подлежат сведения, связанные с выполнением полета ВС, обслуживанием воздушного движения и необходимостью обеспечения безопасности полетов ВС.
2. В целях повышения качества приема и предупреждения искажений или ошибочного понимания принимаемой информации следует:
- перед началом передачи прослушать наличие радиообмена на подлежащей использованию частоте, отсутствие сигнала занятости;
- наземного канала связи, чтобы исключить возможность возникновения помех уже ведущейся передаче;
- говорить ясно и отчетливо: скорость речи не должна превышать 100 слов в минуту;
- сохранять громкость передачи информации на постоянном уровне;
- до начала передачи нажать и не отпускать до конца сообщения переключатель (тангенту) передачи, своевременно предупреждать возможность его (ее) «залипания».
3. Приоритет в ведении радиообмена с экипажами ВС и наземными абонентами устанавливается диспетчером органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствующей зоне (районе) диспетчерского пункта.
4. Установление и ведение радиотелефонной связи. Установление радиотелефонной связи должно начинаться с вызова и ответа на вызов с использованием позывных в следующем порядке:
- при выходе экипажа ВС на связь передается:
- условное наименование и позывной вызываемого диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);
- позывной ВС;
- сообщение (информация);
- при выходе диспетчера на связь передается:
- номер (позывной) вызываемого ВС;
- условное наименование и позывной вызывающего диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);
- сообщение (информация, указания и т. п.);
- при ответе экипажа ВС передается:
- номер (позывной) ВС;
- информация в форме типовых слов (фраз) или повторение диспетчерских указаний.
5. Повторение диспетчерских указаний. Экипаж ВС при получении диспетчерских указаний обязан повторить:
- сообщения, отличающиеся от типовых или требующие изменения ранее принятого решения (или задания на полет);
- разрешения или запрещения на пересечение ВПП, взлета, занятие исполнительного старта, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета и т.д.;
- значение принятого и установленного на высотомере давления;
- значение контрольной высоты;
- значение заданного времени;
- заданный эшелон (высоту) полета;
- заданный курс полета;
- значение МПУ ВПП, номера ВПП;
- заданную скорость полета или число «М»;
- значение заданной частоты (номера) канала связи.
В случае, если экипаж ВС не повторил указанные сообщения, диспетчер обязан потребовать от него их повторения.