Радиообмен

Общие правила радиообмена

1. Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением правил произношения отдельных слов, исключением слов-паразитов и звуков запинания (возможно использование слов приветствия и благодарности), четкой дикцией. Передаче подлежат сведения, связанные с выполнением полета ВС, обслуживанием воздушного движения и необходимостью обеспечения безопасности полетов ВС.

2. В целях повышения качества приема и предупреждения искажений или ошибочного понимания принимаемой информации следует:

  • перед началом передачи прослушать наличие радиообмена на подлежащей использованию частоте, отсутствие сигнала занятости;
  • наземного канала связи, чтобы исключить возможность возникновения помех уже ведущейся передаче;
  • говорить ясно и отчетливо: скорость речи не должна превышать 100 слов в минуту;
  • сохранять громкость передачи информации на постоянном уровне;
  • до начала передачи нажать и не отпускать до конца сообщения переключатель (тангенту) передачи, своевременно предупреждать возможность его (ее) «залипания».

3. Приоритет в ведении радиообмена с экипажами ВС и наземными абонентами устанавливается диспетчером органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствующей зоне (районе) диспетчерского пункта.

4. Установление и ведение радиотелефонной связи. Установление радиотелефонной связи должно начинаться с вызова и ответа на вызов с использованием позывных в следующем порядке:

  • при выходе экипажа ВС на связь передается:
  • условное наименование и позывной вызываемого диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);
  • позывной ВС;
  • сообщение (информация);

- при выходе диспетчера на связь передается:

  • номер (позывной) вызываемого ВС;
  • условное наименование и позывной вызывающего диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);
  • сообщение (информация, указания и т. п.);

- при ответе экипажа ВС передается:

  • номер (позывной) ВС;
  • информация в форме типовых слов (фраз) или повторение диспетчерских указаний.

5. Повторение диспетчерских указаний. Экипаж ВС при получении диспетчерских указаний обязан повторить:

  • сообщения, отличающиеся от типовых или требующие изменения ранее принятого решения (или задания на полет);
  • разрешения или запрещения на пересечение ВПП, взлета, занятие исполнительного старта, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета и т.д.;
  • значение принятого и установленного на высотомере давления;
  • значение контрольной высоты;
  • значение заданного времени;
  • заданный эшелон (высоту) полета;
  • заданный курс полета;
  • значение МПУ ВПП, номера ВПП;
  • заданную скорость полета или число «М»;
  • значение заданной частоты (номера) канала связи.

В случае, если экипаж ВС не повторил указанные сообщения, диспетчер обязан потребовать от него их повторения.